День 1
12 .07.2011  Починки — Кендя — Смольный

Сбор участников похода был в ЦДО. Рюкзаки уложены, инструктаж проведён, все в предвкушении приключений и трудностей! Неизведанное манит и будоражит. Для всех ясно одно — независимо от погоды и от обстоятельств маршрут будет пройден.

С таким решительным настроением группа двинулась на автостанцию, чтобы добраться до пункта выхода на маршрут — с.Кендя Ичалковского района республики Мордовия. Доехали без приключений на рейсовом автобусе. Активная часть похода началась. Большинство не подозревают, какие трудности их подстерегают, поэтому настроение у всех отличное.

В селе решили надолго не задерживаться. Предстоит ещё долгий путь. Мы сфотографировались у вывески местного клуба, потом у вывески фельдшерского пункта, подружились с местным маленьким жителем, напились воды и отправились в следующий пункт — с.Гуляево. Дошли с одним привалом в зарослях колокольчика и клевера под сенью молодых берёзок. Гуляево — раскинутое в поле село, стоящее на берегу реки Алатырь. Время было около шести вечера, отметку на  маршрутной книжке никто нам не поставил. Мы опять сфотографировались — уже около местной школы — дабы доказать, что мы здесь были. Выспросили у местных жителей короткий путь до пункта Кергуды и, отправились навстречу неизведанному. Неизведанное оказалось  не очень приятным. Дорога вышла на железнодорожный путь. Шпалы, щебень, накопившаяся усталость принесли нам первые мозоли  и потёртости. Наконец, мы свернули на грунтовую дорогу. Она шла в гору, но принесла нам облегчение — под ногами устойчивая поверхность.

Кергуды. Привал у колонки. Хочется пить, есть и отдыхать. Выполнив эту программу, поставив печать в маршрутном листе и, сфотографировавшись на фоне вывески сельской администрации, туристы уже привычно пошагали до Кемли. Дорога оказалась грязной. Пришлось  скакать как кенгуру через лужи, при этом ставились рекорды по прыжкам с рюкзаком! Новый вид спорта…. Как-то здесь сильно распространены комары….

Кемля. Центр Ичалковского района встретил нас роем комаров и прохладным магазином. Уже хотелось есть, но костёр разводить явно нельзя. Осталось чуть-чуть. И вот мы в Смольном. Смольный — это село, которое расположено на окраине национального парка «Смольный». Таким образом, место стоянки было трудно подобрать — в селе разводить костры нельзя, в лесу тоже. На реке — нет дров. Время было позднее. Заместитель директора  местной школы  пустила нас переночевать в школу — в спортивный зал. Мы были ей очень благодарны, так как уже сил нет ставить бивак, да и темнело… Примерно через полчаса, когда пенки и спальники благополучно были разложены, хлеб аккуратно порезан, а консервы удачно открыты, нам позвонила директор этой школы и в не очень вежливой форме попросила покинуть помещение… (без комментариев)

….Глубокая ночь. В тишине  двигаются тени с рюкзаками, в руках бесценная еда — открытая и порезанная… Ищем место ночлега. Справа — сосны. Едим, ставим палатки, как-то размещаемся в них и укладываемся спать. Долгий, долгий день завершён. Пройдено 18 км.

День 2
13.07.2011 Смольный — Новые Ичалки

Подъём в 8.00. Как впоследствии оказалось, опрометчиво поздно. Путешественники, физически и морально закалённые вчерашним переходом, были готовы к новым победам.  Имеющаяся карта нашего маршрута не внушала доверия. Пешеходный мост через Алатырь, который должен находиться от нас в двух километрах, оказывается, давно разрушен. Другой мост — в 7 километрах от места ночлега. Дорога шла по полю, в пойме реки. Эти километры дались нам тяжело… Но заработанные мозоли, жара, тяжёлые рюкзаки не  смогли скрыть  от нас окружающую красоту — цветущие луга, порхающих бабочек, величественные сосны национального Парка. Ароматы цветов и спелой клубники дарили в полной мере  наслаждение макушкой лета. Хотелось купаться, но в незнакомом месте мы это делать опасались, да и хотелось уже дойти до места стоянки.

Во время привалов строились планы, как угоним трактора и машины, занятые поблизости на уборке сена.  Хотелось всё дольше и дольше отдыхать. Подумалось о пользе раннего подъёма — на заре…. По холодку…. Далее наш путь был прерван сногсшибающим ароматом спелой клубники! Удержаться не было сил! Подкрепились всласть и продолжили маршрут. Вот долгожданный санаторий «Алатырь»! А вот и пешеходный мост. Довольно большой — метров 70. Нам он очень понравился. Уже виднеются домики — скоро село Новые Ичалки.

Местная жительница напоила нас родниковой водой. Мы отдохнули в тенёчке, заодно выспросили об Алатыре. На провокационный вопрос: «Водятся ли здесь русалки? Или водились?» бабушка ответила с сильно мордовским акцентом: «Не-е-е, русалят тута отродясь не водилось!» Из чего мы заключили, что «русалята» всё-таки были….

В этом селе имелся магазинчик со всеми нужными нам продуктами. Здесь, пройдя 11 км трудного пути, мы остановились на полуднёвку на берегу Интернатовского прудика. Место спокойное, не видно с села и достаточно близко от него, чтобы сходить за водой.

Обед и ужин были вкуснейшими. Андрей Псалмов — непревзойдённый мастер кострового мастерства! Вечер — настоящий, походный. Играли в картошку, пели песни под гитары — в палатках, узнавали друг о друге новое. Завтра решили встать рано!

День 3
14.07.2011 Новые Ичалки — Тарханово

Подъём  невероятно красив. Солнце на восходе — нежное, ласковое, спящее, совсем не жаркое. Время — 05.30

Поели молочной рисовой каши и отправились навёрстывать упущенное. Впереди — многие километры!

Вчера узнали, что сёла  Камчатка и Ташкино — уже нежилые, и дорога к ним заросла травой. Поэтому маршрут немного изменили и отправились на посёлок Троицкий. Как-то незаметно мы пролетели 5 км. Остановились  у магазина, наелись мороженого, узнали короткий путь (там, где никто не ходит — все уже на машинах передвигаются) до Папулева.

Всех очень беспокоили мозоли — взятый с собой запас пластыря уже иссяк. Ольга Викторовна и Татьяна Сергеевна, взрослые участники похода, сделали набег на Троицкий медпункт, где ликвидировали весь лейкопластырь, которого не на всех хватило, но  всё-таки стратегический запас был восстановлен!

Дорога на Папулево шла по старой, заросшей травой дамбе, по полю и рядом с посадками — по солнечной стороне. Прошли путь с двумя привалами. В это время нашему руководителю Валентине Александровне пришла СМС о том, что каждый вечер мы должны сообщать в МЧС все данные о передвижении группы. Проникшись серьёзностью и важностью нашего похода, мы шагали, ощущая незримый контроль органов службы спасения!

Папулево! Школа не работает. Даже вывеска не читается. Как всегда — привал у магазина. Покупаем воду и мороженое. Узнаём, что здесь вместе три села — Папулево, Береговые Сыреси и Селищи. В Береговых Сыресях есть сельская администрация, новая школа, магазины, аптечный пункт, в общем — цивилизация! Здесь сделали все отметки в маршрутной книжке и решили сразу отправиться к месту стоянки. Пришли на берег Алатыря. Искать красоту и удобства сил уже не было — все рухнули в тенёчке с одной мыслью — поспать. Дал о себе знать  ранний подъём и переход в 17 км.

Отдохнули. Поспали. Честное слово, дома на кровати так сладко не спится, как на земле с рюкзаком под головой, с мозолями на ногах. Андрей Псалмов так и написал о своём впечатлении от похода: «СПАЛ!»

Где-то часа через 2 отдохнувший организм приобрёл способность рассуждать и строить планы. Огляделись и поняли — место ночлега здесь неудачное: очень близко к селу,  мало сухостоя,  место выпаса коров. Приняли решение — пройти до следующего села — Тарханово. После отдыха предстоящие 6 км были детской шалостью. Действительно,  мы легко добрались до начала села, где и остановились в посадках берёз, на берегу речки Нуя. Так, сегодня прошли 23 км. Мы успели ещё приготовить обед и ужин;  намыться и накупаться в мелкой говорливой речке Нуя. День был длинный и насыщенный. Когда мы всё успели? Сытые и освежённые речной водой быстро угомонились. Снились цветные сны о доме…

День 4
15.07.2011 Тарханово — Луньгинский Майдан

Раннее пробуждение — 05.00. Как говорится, поднять подняли, а разбудить забыли. А надо ещё сложить вещи, собрать палатки, дежурным не только приготовить завтрак, но и намыть котелки. Кстати, котелки у нас весь поход сияли чистотой — и внутри, и снаружи. Молодцы, ребята! В походных условиях быстро закрепляются приобретённые навыки до автоматизма. С полузакрытыми глазами, доглядывая сны, — заклеили мозоли, упаковались, позавтракали и отправились в путешествие.

Опять изменения в маршруте: сёла Петровка и Красный Яр — не жилые  уже около 5 лет и дороги к ним нет. Значит мы идём на село Ведянцы. До него 5 км. За один переход добрались до него. Опросили местных жителей и узнали, что напрямую дороги в Луньгинский Майдан нет. А в круговую — около 25 км. Но тут нам встретился местный фермер, который очень вдохновился нашим походом и рассказал нам о местных полевых дорогах. Он сказал: «выйдете вон на те столбы, а там всё прямо и прямо. Дорога одна». Дорога, как оказалось, была не одна.  И где-то на середине пути мы начали сомневаться — туда ли мы идём? Панику добавила на привале одна упитанная ничего не боявшаяся мышь, которая очень бодряще подействовала на Марию Николаевну — взрослого участника похода, и на некоторых девочек. Половина женского состава нашей группы преодолели дальнейшие километры особой походкой, в которой присутствовали — короткие перебежки, подскоки и прыжки. Спасибо колонии мышек, которые помогли нам быстро преодолеть дорогу до Луньгинского Майдана.

Ура! Село! 17 км пути позади! Идём, как всегда к магазину — набрать продуктов на обед, ужин и завтрак. Село интересно тем, что в центре стоит полуразрушенная деревянная Никольская церковь. Её более 100 лет. Очень красивая. Здесь есть сельская администрация, медпункт, сельская библиотека и магазины. Поля обрабатываются частными фермерами. Село мордовское. Это уже Ардатовский район.

Нас поразили местные жители — очень доброжелательные, открытые люди. Они нам улыбались, как старым знакомым. Им всё было интересно. Вызвались нам помочь — секретарь из сельской администрации подсказала, где нам лучше остановиться на ночлег и отправила своего сына показать это место. Место, действительно замечательное. Родник с чистейшей водой, прохлада смешанного лиственного леса находились в 3-х километрах от села, самое главное — по пути с нашим маршрутом! 20 км пройдено!

Палатки поставили на открытом месте, чтобы не было неприятностей от веток деревьев, да и с утра быстрее просохнут от росы. Вставать-то опять рано! А вечер, лунный вечер… полон историй, песен, воспоминаний….

День 5
16.07.2011 Л.Майдан — Каласево

Утро всем запомнилось сытным завтраком. Недоеденные продукты было жалко выбрасывать, ещё жальче было их нести… Поэтому старались бутерброды с колбасой и сыром разместить по желудкам туристов. Наиболее подходящими для этого случая оказались наши юноши с растущим организмом! Кто бы мог подумать, что впоследствии фраза «А кто доест бутерброды?» станет действующей «пугалкой»? Сильные впечатления остались у Юры Калинкина: «Еда, приготовленная на костре, казалась неповторимо вкусной и сытной. Долго не забуду те моменты, когда наши вожатые уговаривали нас, парней, доесть все бутерброды...»

Что там не говори, но измождёнными нас назвать было нельзя! Спасибо хорошему финансированию нашего похода! Итак, мокрые от росы палатки собраны, рюкзаки упакованы, желудки набиты. Мы отправляемся в путь! Сегодня наш маршрут — Спасские Мурзы — Луньга — Каласево.

Утренняя пробежка — именно так можно назвать первый переход по холодку — и мы в селе Спасские Мурзы. Здесь мы сфотографировались у вывески, набрали холодной родниковой воды и отправились дальше.

А дальше, после пройденных 8 км пути,  была Луньга. Местная жительница Ирина объяснила нам, что название мордовское происходит от русского «лунка». Село расположено в укрытии между двумя возвышенностями — как в лунке. Школу здесь закрыли четыре года назад. Есть сельская администрация, клуб, два магазина и фельдшерский пункт. Здесь мы отдохнули в тени, отметили в маршрутной книжке, поели мороженого и сделали финишный рывок до  Каласево. До него было ещё 6 км.

В  этом селе имеется церковь, магазины, школа, фельдшерский пункт без пластыря. Всё бы ничего, и в магазинах всё есть, но наши оптовые закупки пластыря в Б.Сыреси сошли на нет. Срочно требовались медикаменты для мозолей. Нас выручил местный участковый — Бажутов Александр Викторович. Он приехал на своей машине с Ардатово (35–40 км) и свозил нашего руководителя в Ардатов за всем необходимым! А необходимое — это продукты и лекарства. Затем нам показали, где можно остановиться на ночлег — примерно в 5 км от села. На этом месте проводятся ученические турслёты и палаточные лагеря.

Место и, правда, оказалось чудесное — выкошенная поляна на берегу Алатыря. Сохранились парты, столы, скамьи, костровое место. Расположились мы здесь с комфортом! Решили, что завтра устроим полуднёвку, поспим подольше и выйдем не раньше обеда, да и путь нам предстоял в тени леса. Пройдено ещё 19 км.

К нашей общей радости — есть хороший спуск к реке и место для купания!!! Мы не только накупались, намылись, но и выстирали нашу походную одежду — прокалённую солнцем, пропитанную потом и пылью. Счастью не было границ. Ольга Викторовна рассказывала о причинах Троянской войны. Почему-то эта война всех сильно заинтересовала… Так, между делом был приготовлен обед и ужин, расставлены палатки. К мозолям привыкли. С ужасом обнаружили, что без рюкзаков наша походка напоминает какой-то вид спортивной ходьбы (вперевалочку) в замедленном действии. Получился такой ковыляющий лагерь. Вода в реке оказалась чистая, купаться одно удовольствие.

Вечер был незабываемым. Отбой в 01.00, ну или около этого… Песни под гитару, смешные и страшные истории… Смех, шутки, романтическое настроение… Осознание того, насколько мы стали близки. Аня Андрейчева это тоже отметила: «На само деле, то, что больше всего поразило, так то, что все жили одной семьёй. Была нереальная взаимовыручка, взаимопомощь и поддержка»

Кажется, стало светать… Всем спать.

День 6
17.07.2011 Каласево — Редкодубье

Подъём в 9.00 стал неожиданно трудным.  Солнце уже высоко. Температура воздуха приличная. Из палаток выползают все разморённые. Медленное ковылянье и ползанье по лагерю  участников похода представляют картину полного расслабления —прямо Рембрандт. Таким образом, на сборы ушло три часа и мы с сожалением отправились далее по маршруту.

Наша одна из туристских заповедей была, как всегда выполнена — «После нас — чище, чем до нас». Идти предстояло в тени, но уже было жарко, подумалось «И что нам раньше не вставалось?»

До Суподеевки — 2 км — прошли и не поняли.  Набрали здесь родниковой воды и отправились дальше. Дорога шла на Редкодубье. С одним привалом и игрой в футбол добрались до села. Юля Шароватова вспоминает: «Постепенно мы привыкли к рюкзакам, которые казались тяжёлыми, а ноги быстро проходили все пути, не чувствуя усталости».

С каждым часом, с каждым километром ребята становились всё ближе друг другу. Внимание и забота со стороны друг друга стали настоящим жизненным уроком доброты. Все ребята открывались с лучших сторон. Взаимопомощь и взаимовыручка стали образом жизни на эти семь дней!

Ура! Через 6 км появилось Редкодубье! Остановились на привал в тени старых вётел. Руководители пошли делать отметки в маршрутной книжке. А мы узнавали, где нам расположиться на ночлег? Как оказалось, место было только одно — буквально, в километре от  нашего привала — на берегу реки Алатырь и, совсем близко от следующего села — Турдаково.

Турдаково — село мордовское, а Редкодубье — русское. Но, мы уже привыкли к мордовским сёлам и людям, жившим в них. Местное население, обычно, открытое и доброжелательное.

Пришли Валентина Александровна и Ольга Викторовна. Они подтвердили наши исследования. Да, это лучшее место ночёвки. Правда, пришли раньше времени — но мы никому об этом не скажем!!!

Недолго думая, закупив все продукты, мы пошли в Турдаково, которое находится на другом берегу Алатыря. Прошли ещё 2 км. На берегу реки разбили лагерь и пошли в село искать воду и картошку. Воду, гостеприимный дед сразу предложил брать у него в саду.  (Здесь в каждом доме есть свой колодец). Он же, не спросив, надо нам или нет, — принёс нам целую охапку лука. Поблагодарили его.

В соседнем доме сидели, как на посиделках местные бабушки. Выспросив всё про нас, одна из них продала нам дешёвую молодую картошку, по доброте душевной добавив туда ещё морковки.

Суп обещал быть царским!!! Ещё бы — готовить помогали все! Да ещё на второе сделали рожки с тушёнкой, а ещё — отварной картошечки!!! Огуречки, помидорки и капустка  поглощались в виде салата. Все любовались закатом на реке, которая в этом месте была очень широкой, и не верили, что завтра расстанемся. Мы выполнили активную часть перехода — пешком. Прошли всего 101 километр, — поход первой категории сложности. Завтра — домой, но не сразу. Подъём совсем ранний — нам надо успеть на первый автобус на Алатырь из Ардатова.

Луна нам на прощанье светила  очень ярко. В палатках без фонариков было светло. Маше Акулининой запомнилось больше всего луна последней ночи: В последнюю ночь мы с Аней наблюдали прекрасное природное явление — полнолуние. Это было очень красиво!».

День 7
18.07.2011 Редкодубье — Турдаково — Ардатов — Алатырь — Саранск — Починки

Проснулись почти сами — в 03.45. Надо было за полчаса собраться и выйти на дорогу, где мы сели на автобус и доехали до Ардатова. Город Ардатов — это районный центр республики Мордовия. Здесь мы сели на автобус до Алатыря. Не заметили, как очутились в Чувашской республике — границу пересекали во сне.

Алатырь — второй по величине город Чувашии. Рассказывать о нём можно долго. Каким он предстал перед нами? Красивый современный автовокзал; тихие узкие улочки, неторопливые жители. До отправления автобуса на Саранск, у нас было немного времени. Мы успели посетить парк в центре города, устроить «завтрак на траве» и побывать в местном краеведческом музее.

Узнали много интересного: Алатырь (чуваш. Улатар, эрз. Ратор ош) — город в России, административный центр Алатырского района Чувашии. Город расположен в Среднем Поволжье, на левом берегу реки Сура, при впадении в неё притока Алатырь. Территория города — 41,7 км². Официальной датой основания города считается 1552 год — время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи.

В музее мы узнали, город назван по имени реки. А Алатырь переводится с эрзянского — «ала» — вода, «тыр» — влечёт. То есть —текущая вода. Такое простое объяснение нам не очень понравилось. И мы решили, что всё-таки — это «Белый камень», и как-то связан с Морем-Окияном!!! Дальше думать было сложно — сказывалась бессонная ночь и жара!

В музее интересовало всё — предметы быта, местная фауна, старинные краски, цветная бумага, национальная одежда, оружие и прочая, прочая. Всего было много, укладывалось в сознание долго. В музее была нестерпимая духота!!!

На улице было чуть свежее. Мы сфотографировались на фоне Киево-Николаевского Новодевичьего женского монастыря, который находился рядом! Наши мальчики сожалели. Что не успели его посетить. Время уже поджимало!

Мы дошли до устья Алатыря!!! Наш путь завершён. Пора домой.

Автобус Алатырь — Саранск. Уже привычно, в состоянии сна мы пересекли границу и очутились опять на мордовской земле. И вот уже следующая граница — наш Нижегородский край! С криками «Ура!» мы въехали в Починковский район.

Грустно расставаться. Договорились встретиться через два дня.

В мыслях фраза: «Среди непройденных дорог — одна моя!»

P.S. Впечатления о походе(без п
рикрас)

Калинкин Юрий«Я, Калинкин Юрий Иванович, находящийся в здравом уме и твёрдой памяти, хочу рассказать вам о своих впечатлениях насчёт нашего похода.

Если честно, о всех наших происшествиях во время путешествия рассказывать придётся очень долго. Поход получился очень насыщенным разными интересными случаями, шутками и просто забавными историями. И, хотя, в некоторые дни мы чувствовали себя усталыми и выжатыми, нам это не мешало наслаждаться окружающей нас природой и общением друг с другом.

Особое внимание хочется уделить вечерам, когда мы останавливались на ночлег. Еда, приготовленная на костре, казалась неповторимо вкусной и сытной. Долго не забуду те моменты, когда наши вожатые уговаривали нас, парней, доесть все бутерброды. А после плотного ужина, мы садились в одну палатку и пели песни под гитару. И, хотя, многие не знали слов, подпевали все.

И вот, после весёлой, и в тоже время трудной недели, мы пришли в  конечный пункт — Алатырь. Это очень чистый и красивый город. В этом населённом пункте мне запомнились две вещи: краеведческий музей и магазин, где продавали духи на разлив. Насчёт этого магазина у нас возникло много разных шуток.

В целом, хочу сказать, что поход стал для меня очень ярким впечатлением в жизни, и я очень хочу повторить в следующем году эти моменты!»

Каратунова НастяКаратунова Настя. с.Ризоватово.

«В этом году у меня не было сомнений: идти в поход или нет. Я знала, что будет трудно, но очень сильно этого хотела. В нашем лагере собрались общительные, весёлые, добрые ребята и замечательные вожатые.

Первые дни было тяжело, но потом я привыкла. Рюкзак был уже не таким тяжёлым, а километры тянулись быстро.

Хотелось бы написать о самом ярком впечатлении, которое длилось все 6 дней лагеря. Впечатление зовут Юрий Калинкин. Этот позитивный молодой человек давал нам силы и заряжал на весь день хорошим настроением. Вечером он пел песни и играл на гитаре, забавно шутил. О нём можно много говорить, вспоминать с улыбкой. И уже, кажется, что невозможно жить без его шуток и заразительного смеха.

Этот поход надолго останется в моей памяти. И Ты, Юрий Калинкин.»

Шутова ЮлияЮлия Шутова, с.Ризоватово

«С самого детства я мечтала стать настоящим туристом: носить большой рюкзак, ходить пешком и любоваться великолепием живой природы. Этим летом моя мечта, наконец, исполнилась.

Когда объявили о наборе в туристический лагерь, я с радостью согласилась. С волнением ждала собрания 9 июля, чтоб познакомиться с ребятами, которые также шли в путешествие. Собрание прошло великолепно, мы познакомились со всеми путешественниками, а также сопровождающими. Сам поход должен был начаться 12 июля. Вот 12-ое, все стоят с большими рюкзаками и ждут отъезда на место начала нашего пути, который проходил по Мордовии и Чувашии.

Путешествие наше началось с деревушки в Мордовской республике. Первые три дня, пожалуй, были самыми трудными за весь период похода: у всех болели ноги и плечи, но лишь в начале. Постепенно мы привыкли к рюкзакам, которые казались тяжёлыми, а ноги быстро проходили все пути, не чувствуя усталости.

С каждым днём всё больше и больше узнавали друг друга. Помогали в трудностях, веселились и просто чудесно проводили время. Вечерами, после сытного ужина, все ставили свои палатки и шли слушать песни под гитару.

Поход прошёл великолепно. Все остались довольны и счастливы, но нам пришлось расстаться, было грустно. Мы договорились встречаться, как можно чаще и обменялись номерами телефонов. Мы попрощались, но всё же, скоро встретились и от этого становится легче.»

Ландик Александр«Моё эссе очень короткое! Просто описать всё невозможно, а описывать отдельные моменты не так интересно. Напишу в общих чертах: ПОХОД ПРОШЁЛ ОТЛИЧНО! ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ! ПРИГЛАШАЙТЕ ЕЩЁ! Всегда буду рад пойти!»

20.07.2011 Сашка Ландик
«Всем спасибо, Все свободны!»

Андрейчава АннаАндрейчева Аня

«…Седьмой километр по жаре с тяжеленным рюкзаком за плечом, все идут никакие…. Одна мысль —поскорее добраться до конечного места…

Это были мои первые впечатления. Впоследствии, всё в корне изменилось.

Седьмой километр по жаре с уже ставшим лёгким рюкзаком и улыбкой на лице.

На само деле, то, что больше всего поразило, так то, что все жили одной семьёй. Была нереальная взаимовыручка, взаимопомощь и поддержка.

Безумно понравилось, обязательно пойду ещё, если возьмёте.

Хочется поблагодарить всех руководителей. Вы огромные молодцы! Спасибо за эту замечательную неделю!»

Рябов Алексей«Я, Рябов Алексей Андреевич, турист с небольшим стажем, имеющий 1 разряд пошёл в поход, чтобы отдохнуть от родителей и от домашних дел, и чтобы подышать свежим воздухом. Я очень люблю походы, но в этом я сгубил все ноги грёбаными мозолями, которые были из-за рельсовой дороги, по которой были одни камни и шпалы.

Это было в первый день и ещё вечером нас выгнали из школы, когда нас сначала впустили, а потом резко выгнали на улицу и мы не успели даже поесть по хорошему.

Во второй день я утопил цифровик, который дня два потом работал ещё.

В одной деревне мы зашли в магазин и увидели советские времена — на полках почти ничего не было.

Ещё запомнилось, как я на одной стоянке пошёл помыть тарелку с ложкой, а получилось так, что я почти помылся весь. А утром нас заставили доедать бутерброды, после которых нам было плохо….

Ещё запомнилась последняя ночь, когда к нам приехали деревенские и мешали нам спать. Они катались на своей технике вокруг палаток и нам очень сильно хотелось им накостылять, но мы вытерпели и дождались, пока они уехали и легли спать.

И ещё у меня обгорел нос.

Вот, что мне запомнилось в этом походе….»

Акулинина МарияАкулинина Маша

«Это мой не первый поход. Мне всегда очень нравится, но этот поход был по-своему неповторим. Он мне запомнился мозолями, комарами и муравьями.

В последнюю ночь мы с Анькой наблюдали прекрасное природное явление – полнолуние. Это было очень красиво! Пожалуй, это был самый по-эстетически прекрасный момент.

Я никогда не забуду вас!»

Псалмов Андрей«Псалмов Андрей Владимирович

СПАЛ!»

Шароватов Евгений
«Лично мне поход очень понравился, и если бы эти замечательные люди позвали меня ещё раз куда-нибудь, я бы обязательно пошёл. (Мы много ели, особенно мальчики). Такое ощущение, что нас откармливали, но по приезду я похудел. Как? Не знаю.

Хочу сказать спасибо всем руководителям за этот поход и за то, что я там был.
Шароватов Евгений»

Сахаров Иван«Я, Сахаров Иван Анатольевич, хочу рассказать о своих впечатлениях о походе.

Когда, в первый день мы сидели, я думал, что такое 20 км и думал, что будет легко их пройти, но я не учёл тот факт, что мы пойдём по солнцу. Но в первый день было половина трудностей. Вот например, в третий день мы проснулись в 5.00 и пошли. 15 км были очень лёгкими, но остальные 20 км были изнурительными и при том, что у нас закончилась вода, а если и была, то очень тёплая. Но когда мы пришли, мы легли отдыхать. Мне очень понравились все трудности этого похода. Я хочу ещё.» (В день мы проходили не более 18 км — В.А.)

Огромное спасибо всем участникам похода!!!!
Ребята, мы вас любим!!!

Возможность активного отдыха молодёжи Починковского района  предоставил муниципальный бюджет.

Спасибо директору МОУ ДОД «Починковский ЦДО» Гурьяновой Елене Викторовне, которая всегда переживает за нас, контролирует наши передвижения и финансирует наши идеи!!!

Спасибо нашим педагогам Ольге Викторовне Пятаковой, Татьяне Сергеевне Гаврикой, Марии Николаевне Кашиной, которые сделали атмосферу похода дружеской и доброй!

Незабываемая неделя трудностей открыла всех юных туристов с лучшей стороны. Мы все разные, но у каждого из нас масса достоинств. Надо только их не скрывать!

Ребята, я надеюсь, что эти семь дней станут для вас действительно яркими моментами в жизни! Вы ЛУЧШИЕ!!! НОВЫХ ВАМ ДОРОГ!

Хорева Валентина Александровна
Руководитель палаточного передвижного лагеря «Бел-горюч камень»

Смотреть фотоотчет о походе в нашей фотогалерее. Фото автора